Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске

19 декабря 2017

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске

По преданию Успенский собор был построен на месте, где в 1238 году на территории крепости малолетнего князя Василия Козельского находилась деревянная церковь, в которой закрылись последние защитники твердыни и сгорели заживо, но не отдались в руки татаро-монголам. Из справки, полученной в Государственном архиве Калужской области, следует, что каменный одноэтажный с колокольней Успенский собор был построен в 1824 году соборным протоиереем Анчуковским с братией и прихожанами. В "Описи церковных памятников Калужской губернии", которую составил граф Рошефор в 1882г., назван другой строитель храма, а именно – Знауковский.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске
Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Козельске

Подлинное время возведения каменного здания храма нам до конца не известно.

Так, например, на карте города Козельска, помещенной в Атласе Калужского наместничества 1782 года, на территории бывшей крепости, окруженной земляным валом, уже был показан каменный Успенский храм. Рядом с ним на карте была изображена и небольшая деревянная церковка (возможно часовня (в честь Иверской иконы Божией Матери)).

В «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной пустыни», составленном историком Козельска Леонидом Кавелиным указывается, что этот соборный храм уцелел от пожара 1777 года. Следовательно, он существовал еще и в XVIII веке, а затем лишь обновлялся и перестраивался. Леонид Кавелин, в частности, писал: «… при возобновлении города, и соборная церковь приведена в лучший вид; пристройка же к трапезе обширной настоящей церкви произведена в 1824 году».

В соборной Успенской церкви еще и в XIX веке хранилось Евангелие напрестольное Московской печати 1663 г. с надписью о том, что «… сие Евангелие "приложено Козельского уезда, вотчины боярина князя Якова Куденетовича Черкасского, сельца Дешовок крестьянином его Фомою Федоровым с братьями, лета 7773 (1665) году, Апреля 30 день». Сельцо Дешовки в XVII веке являлось вотчиной боярина князя Якова Куденетовича Черкасского.

В Успенском соборе в начале 20-х годов XX века был создан хор из монахов закрытых храмов Оптиной пустыни. В монашеском хоре состояли: отец Геронтий (Ермаков, бывший келейник старца Варсонофия; умер в ссылке), отец Родион (Шейченко), отец Василий (бывший оптинский канонарх), отец Акакий, отец Игнатий и другие. Протоиерей Сахаров. Служил в Успенском храме в 1854 году.

Епископ Михей (Алексеев) (годы жизни 23 января 1851 - 3 февраля 1931г.). Родился в Санкт-Петербурге. После окончания курса обучения в морском училище в 1869г., служил по морскому ведомству, дослужившись до капитана I ранга. Совершал кругосветные плавания, являлся автором ряда книг. Овдовев, поступил в 1890г., по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского (будучи его духовным чадом с молодых лет), послушником в Оптину Пустынь (1890). Приехал в монастырь вместе с будущим митрополитом Трифоном (Туркестановым).

В Оптиной Пустыни служил со 2 января 1914 г. до Вербного воскресенья 1923 года, когда был арестован. После ареста переехал в Козельск, где жил на квартире, служил в Успенском соборе.

Преподобный Оптинский старец Никон, исповедник (годы жизни 26 сентября 1888- 5 августа 1931). В миру Николай Митрофанович Беляев. Известны некоторые подробности его биографии: «Родился в Москве. Его детство прошло в большой и дружной купеческой семье. От родителей он унаследовал любовь к Церкви, чистоту и строгость нрава. С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина Пустынь».

После закрытия обители в июне 1924 года преп. Никон поселился в Козельске, служил в Успенском храме, принимал народ, выполняя свой пастырский долг. Его арестовали в июне 1927 года вместе с отцом Кириллом (Зленко). Три страшных года провел преподобный Никон в лагере "Кемперпункт". Умер 25 июня/8 июля 1931 года.

Собор был закрыт в 1928 году и переоборудован в дом Соцкультуры (драмтеатр). Во время Великой Отечественной войны в период короткой оккупации Козельского района фашистами в здании бывшего храма находилась немецкая конюшня. С 50-х годов XX века храм использовался как здание районного Дома культуры, показ фильмов и танцы было главным его предназначением. Длительное время здание не ремонтировалось и к концу XX века пришло в полуразрушенное состояние: без куполов и крыши, без пола, окон и дверей.

Успенский собор 1990 год. Еще имел крышу и стены. Через 10 лет крыша упадет, начнут сыпаться стены и потихоньку растаскивать кирпич на свои нужды «соседи».

В 2001 году в епархию обратился житель Козельска В. И. Агулин с инициативой восстановить Успенский собор. После передачи храма Калужской епархии 15 ноября 2001г. распоряжением Комитета государственного имущества Калужской области за №453-р началось его восстановление. Наблюдение за восстановительными работами и духовное окормление прихода было поручено протоиерею Валерию Даниличеву, (+2008 г.) благочинному 5 (ныне 10) округа и настоятелю Благовещенского храма города Козельска.

В сентябре 2012 года митрополитом Калужским и Боровским совершен чин освящения большой звонницы. После освящения колоколов собор вновь обрел свой голос. Все желающие могли позвонить в колокола. Воспитанники воскресной школы Успенского собора заняв малые колокола звонили без перерыва очень долго. Для них это был настоящий праздник.

Описание состояния храма. Ведомость Успенского собора Калужской епархии в г. Козельске за 1916 год.

Престолов три, центральный во имя Успения Божией Матери (время освящения не известны), по правую сторону во имя Святителя Николая Чудотворца, а по левую во имя Святого пророка Илии. Освящены в 1862 году. Святые антиминсы на престолах чисты и прочны. По штату в ней положены: с 1873 года и состоят: протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Жалование положено: 1029 рублей в год. Кружечный доход за 1916 год получено 2349 рублей.

Земли к собору находятся в бесспорном владении притча. Часть обрабатывается самими членами притча, часть луговой земли сдается в аренду. Под колокольной с правой стороны жилое помещение для сторожа, а с левой холодное помещение, для склада

Дореволюционное убранство храма. Опись имущества Соборной Успенской церкви в г. Козельске. На основании договора с уполномоченным от 6 мая 1924 года.

Церковь каменная, покрыта железом. Центральный алтарь: Престол в одежде, жертвенник в одежде, иконы (Спасителя, Божией Матери, Тайной вечери, Моления о чаше, Нерукотворный Спас, Воскресения Христово, свтт. Василия Великогои Иоанна Златоустого).

Предел во имя свт. Николая чуд. Престол в одежде, жертвенник в одежде, иконы Снятие с Креста Спасителя, Воскресение Христово и Тихвинской Божией Матери.

Предел во имя пророка Илии. Престол в одежде, жертвенник в одежде, иконы Христа Спасителя с предстоящими, Свт. Николая чуд. и Знамения Божией Матери.

Центральный иконостас трёхъярусный (столярной рабаты), в первом ярусе: иконы Спасителя, Калужской Божией Матери, Архангела Михаила, Анастасии, Варфоломея и Филиппа, пророка Иеремия и Аввакума, Успения Божией Матери, свт. Николая , архид. Стефана, пророков Иакова и Самуила, и шести малых икон. Во втором ярусе иконы: Спаситель с предстоящими Божией Матери и Иоанном Крестителем, два Ангела, Тайной Вечери и Шуйской Божией Матери. В третьем ярусе иконы: Знамения Божией Матери, Авраама и Исаии, погребения Спасителя и Рождества Богородицы. Во фронтоне иконы: Спасителя, Введения Божией Матери, Животворящий крест.

Иконостас правого алтаря одноярусный. Царские врата с четырьмя образами. Иконы: Спасителя, свт. Николая чуд., свт. Тихона Задонского, Божией Матери, пророка Иоанна Предтечи, Стефана, Георгия, Харлампия, Трифона, Иоанна, Варвары, Екатерины, Пантелеймона, Фрола, Лавра, Иулиты, Мокия, Зима, Власия, Андрея, Афиногена, Сошествия Святого Духа и Рождество Господа Иисуса Христа.

Иконостас левого алтаря одноярусный. Царские врата с пятью образами. Иконы: Святого Духа, Успения Божией Матери, Преображения и Вознесения Господня, пророка Илии, Архангела Михаила.

Иконы: Божией Матери Скоропослушницы, Казанской, Ахтырской, Троеручицы, Пантелеймона, Иоанна Воина, Митрофана.

Паникадил металлических - 5, люстр металлических – 3, семисвечников металлических – 2, подсвечников – 29, паникадил (кандил) – 10, аналоев – 9, евангелий 4, крестов медных – 1, сосудов с приборами медных (евхаристический набор) – 2, кадил медных – 3, облачение на престол и аналои – 10, облачений – 24, ковров – 1, воздухов – 20, чаша для хлебов и воды – 2, венцы – 1 пара, кувшинов – 2, таз – 1,чайников и блюд – 5, книг богослужебных – 41, колоколов – 8.

Сведения о часовне: За собором были закреплены часовни: «с 1903 г. к собору причислена городская часовня, сооруженная 1880 году и находилась на Большой улице (ныне Большая Советская) в торговом ряду, в которой соборным причтом по воскресным дням совершается молебное пение с чтением акафиста перед Иверской иконой Божией Матери. Не действует. Сейчас здание передано храму (в августе 2012г.), но находится в плачевном состоянии (окон нет, крыша гнилая и вся течет). 

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: